Театр Эстрады им. А. И. Райкина выпустил для детей и их родителей новый спектакль, который при ближайшем рассмотрении оказывается презанятнейшей вещицей — «Сказ-Карабас».
Совет номер один — не ждите сказки про Буратино, на что намекает название, а хотя бы пробегитесь глазами по аннотации на сайте. Совет в принципе рабочий для всех спектаклей и всех зрителей: читайте описание постановки, готовьте себя к театру, особенно если вы идете с ребенком, чтобы точно понимать, что происходит, и иметь возможность ответить на вопросы.
Совет номер два — будьте свободными в восприятии, не ждите линейной однобокой истории, не мучайте себя поиском причинно-следственных связей. Расслабьтесь и просто позвольте этому веселому действу захватить вас. Наверняка многие натыкались в новогодние праздники на марафон фильмов семейства «Небриллиантовая рука». Если подходить с позиции «это не Чехов», то все ужасно и дичь. А если не заморачиваться анализом, то часик под бокал шампанского вполне можно скоротать (больше часика уже может быть туговато, но это частное мнение). Взависимости от интеллектуальных предпочтений зрителя и гибкости его ума подобные вещи могут восприниматься, как смешной «винегрет» из пародий, на уровень выше будет ирония и пост-ирония. «Сказ-Карабас» можно смотреть, как комедию про директора театра, у которого сбежал артист, и его ищут по разным сказкам, ярко, весело и с песнями. А можно (и это, конечно, гораздо интереснее) внимательно слушать текст (а он несется здесь очень быстро) и слой за слоем вкушать повествование, наслаждаясь оттенками смешного.
Итак, про что же сказ? У Карабаса-Барабаса, который на поверку не страшный дядька с бородой, а предприимчивый молодой руководитель, сбегает актер Буратино, и вместе с остальными актерами и актрисами (Мальвина, Пьеро, Артемона, Арлекин, Лиса Алиса и Черепаха Тортилла) он отправляется на поиски беглеца по разным сказкам («Курочка-Ряба», «Царевна-Несмеяна», «Репка», «Колобок», «Лягушка-путешественница»). В каждой сказке — маленькая фантазия на тему; мешанина стилей и жанров: цирк, мюзикл, рэп-дуэль… Очень много узнаваемой музыки, советской, постсоветской, современной, классической, в обработке и без. Много вокала, абсолютно стройного, несмотря на большое количество танцев и трюков (педагог по вокалу — Юрий Веренкиотов). Много видеоконтента (Илья Архипов, Виктория Тарасова), выразительного, разного, не заслоняющего при этом актеров. Актеры, в свою очередь, — вчерашние выпускники, которые пришли в театр совсем недавно и отдаются ему «на максималках».
Попурри из русских сказок — это один смысловой слой, а вот другой. Режиссер-постановщик, заслуженный артист России и художественный руководитель театра Эстрады, Юрий Гальцев, поставил спектакль буквально о том, чем живет всю свою творческую жизнь — о театре, о режиссерах и актерах. «Сказ-Карабас» — это сказ про изнанку театра, ироничный и весьма остроумный. Здесь есть все архетипы этой институции: строгий авторитарный худрук-директор, актриса-родственница, актриса-сплетница, актриса-заслуженный-мастер-сцены; актеры на вторых ролях, которым не хватает славы и этих самых ролей, актер-премьер, который сбежал за лучшей жизнью; здесь есть даже секретарь Котик, который то и дело прорывается к директору, деликатно, но настойчиво, чтобы донести хотя бы часть рабочей информации. Есть пародия на актерскую видеовизитку; нежно-кусачие отношения в труппе; интриги, сцены, позы… И все это вперемешку с ролями в постановках — нон-стоп, ведь шоу должно продолжаться.
В спектакле очень живой текст (инсценировка Вероники Юсуповой), который нет смысла пересказывать, потому что он хорош именно здесь и сейчас, когда прыгает по сцене от актера к актеру. Ассоциация неслучайна: спектакль, действительно, отличается прыгучестью, он очень быстро набирает хороший темпоритм и удерживает зрительское внимание, не допуская «провисаний», когда можно заскучать. Собственно, тут даже нет возможности спрашивать-обсуждать с родителем «а что это сейчас такое было?», потому что через две минуты картинка меняется и начинается новый эпизод. Поэтому лучшее решение для просмотра этого спектакля — устроиться в кресле, как в кабинке «американской горки», и проехать ее всю, ахая то на то, то на это. Уронил номерок, пропустил сцену — тоже не страшно, смысл не потеряется, а в следующей уже будут новые гэги и шутки.
Впрочем, и за валом шуток можно рассмотреть жизненные трогательные моменты. «Каждый актер важен», - говорит Карабас в финале спектакля, этой профессиональной лав-хейт-стори, в которой актер и режиссер поняли, что важны и нужны друг другу, что Театра вообще-то не может быть без одного из них. Прощать и принимать — необходимые слагаемые общего дела. А еще — не драматизировать! Что, собственно, есть слоган театра Эстрады.
Думается, рядом с традиционными спектаклями, где по всем канонам размеренно и обстоятельно разворачивается драматургическое произведение, может существовать и такой: впитавший приметы клипового мышления современных людей, будто сотканный из нескольких рилсов, легкий и не обременяющий. «Сказ-Карабас» — спектакль-фантазия, спектакль-хулиганство, в венах которого течет кровь и драматического, и эстрадного (а как иначе?), и музыкального театров. А такой коктейль — залог долголетия, может, и не для этой конкретной постановки, но для актеров, существующих в такой многожанровой природе — точно!
Мария Долматова