Светлана Мазурова (Санкт-Петербург)
Любят театры гоголевского "Ревизора". На многих сценах шла и идет эта пьеса. Какие великолепные характеры, тексты, диалоги! Сколько простора, фантазии для постановщиков, есть где разгуляться актерским талантам! Классика на все времена.
Молодой режиссер Стас Парфенов обещал зрителям необычную трактовку и свежий взгляд на хрестоматийное произведение, где будут узнаваемые приметы дня сегодняшнего. И слово сдержал. Спектакль яркий, веселый, музыкальный, смешной, современный, хулиганский. Классический эстрадный. И не мудрено, учитывая, в каких стенах поставлена гоголевская комедия. И кто режиссер: выпускник факультета музыкального театра и эстрадного искусства СПбГАТИ (ныне - РГИСИ), а теперь - сам преподаватель кафедры. Среди его учителей - известный театральный и телевизионный режиссер Александр Белинский, бывший главный режиссер Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии.
Весь спектакль идет на аплодисментах. Много юмора, интересных находок - и ответного смеха в зале. Уморительно смешные, нелепые Добчинский (Владимир Пискун) и Бобчинский (Кирилл Петров) - любимцы зрителей. Хороша Девушка в белом (душа автора), персонаж вымышленный (актриса Анастасия Лазо).
Драматургическую основу спектакля составили классический текст пьесы и произведение "Театральный разъезд после представления новой комедии", написанное Гоголем под впечатлением от провальной, по его мнению, премьеры "Ревизора" в Александринском театре Петербурга в 1836 году.
Текст автора сохранен, однако есть некоторые хулиганства, вставки на злобу сегодняшнего дня. Тут и "сосули" (петербуржцы знают происхождение этого слова). И пышки из знаменитой "Пышечной" на Большой Конюшенной - она по соседству с театром, их быстро доставляет Осип своему хозяину, когда тот просит принести какой-нибудь еды (аплодисменты!). Номер в гостинице города N молодой барин забронировал через интернет. Городничий едет по городу с мигалкой…
В роли Городничего - художественный руководитель театра, заслуженный артист России Юрий Гальцев. Он и песни для спектакля написал - тексты и музыку, и поет.
В роли Хлестакова - актер Театра Эстрады Роман Виноградов, ученик Бориса Уварова, выпустившего немало актеров, работающих со знаменитыми "Лицедеями", на эстраде. В спектакле участвуют артисты труппы, многие из них - ученики Гальцева, "гальчата", как их называют. Есть и приглашенные актеры петербургских театров: в роли Анны Андреевны - Татьяна Калашникова (Театр на Васильевском), Регина Щукина (Молодежный театр на Фонтанке).
- Мне, как художественному руководителю театра, приятно играть роль Городничего. По большому счету, профессия одна! - отшутился Юрий Гальцев
Была ли прежде встреча с Гоголем в вашей биографии?
Юрий Гальцев: Была. В институте играли отрывок из "Старосветских помещиков", с нами репетировал наш педагог Анатолий Самойлович Шведерский. Потом на Украине снимали музыкальный фильм "Сорочинская ярмарка", я играл Батюшку. Материал "Ревизора" мне очень близок, Николая Васильевича Гоголя я просто обожаю!
Хлестакова мечтали сыграть?
Юрий Гальцев: Вы прямо попали в десятку. У Исаака Романовича Штокбанта мы, его ученики, играли в созданном им театре "Буфф" Зощенко, Аверченко. А Гоголя сыграть не довелось. Две мои любимые роли-мечты - Хлестаков и Чичиков.
- У любого режиссера есть список мечты. Спасибо Юрию Николаевичу за то, что позволил мне удалить один из пунктов - дал поставить "Ревизора", - рассказал Стас Парфенов.
В предыдущем спектакле "Дураки-дороги" по произведениям Владимира Сорокина вы предложили Гальцеву роль губернатора края. И снова - глава. По статусу?
Стас Парфенов: Это уже главная шутка театра. Восемьдесят процентов успеха спектакля - это верное распределение ролей. Было сразу понятно, кто будет играть Городничего, когда с Юрием Николаевичем обсуждали мою следующую постановку. Я вынул книгу Николая Васильевича Гоголя и сказал, что этот спектакль получится при одном условии - если главную роль сыграете вы. Он ответил, что давно мечтал об этой пьесе в Театре Эстрады.
В ваших режиссерских руках худрук был послушным актером или импровизировал, как хотел?
Стас Парфенов: У нас был один педагог в институте - Игорь Алексеевич Богданов, поэтому мы понимаем друг друга с полуслова, говорим на одном языке, подхватываем идеи на лету. С первой репетиции вся группа сразу с азартом включилась в работу. Вот когда ставили "Дураки - дороги", долго буксовали на месте, это была моя первая работа, мы притирались друг к другу. Здесь почти весь актерский состав первого спектакля, мы так хорошо сработались! Актеры, окончившие наш институт на Моховой, эстрадники.
Я давно мечтал поставить эту пьесу и, конечно, много дополнительной литературы прочитал. На одном дыхании - "Театральный разъезд…", мне показалось, что эта пьеса-памфлет настолько отражает современную действительность, когда люди сидят в соцсетях, строчат посты, не задумываясь ни о чем: главное - высказать свое мнение. "Ревизор" - уникальное произведение: в нем нет конфликта. Никто ни с кем не конфликтует, Хлестакову все разрешается и дозволяется. Ни одного действия или поступка, все ходят и просто разговаривают, и никто не несет никакой ответственности за сказанное. Для меня это основной лейтмотив спектакля. В финале - перед "немой сценой" - выходит автор (Девушка в белом) и говорит слова самого Гоголя после того, как его обвинили в отсутствии положительного персонажа в "Ревизоре": "Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Это честное, благородное лицо был - смех".
P.S. Повезет тем зрителям, которые живут в "Саратовской губернии", приехали в Петербург и оказались на этом спектакле - им будет обеспечено внимание Хлестакова и соответственно - всего зала (вспомним саратовское происхождение Ивана Андреевича).