A A A
Театр Эстрады
имени Аркадия Райкина

Олег Куликов. Живите в доме

Беседовала Валерия Троицкая

В Театре Эстрады им. А. Райкина проходят репетиции спектакля «Дом». Премьера намечена на 28 и 29 октября. Одноименную пьесу Евгения Гришковца ставит режиссер Олег Куликов, известный своими работами в Театре на Литейном и в Молодежном театре на Фонтанке. Выбрав на главную роль заслуженного артиста России Юрия Гальцева, он, пожалуй, идет на сознательный риск. Широкий зритель до сих пор воспринимает Гальцева исключительно как комика.

– Олег Николаевич, переживаете за результат?

– Все режиссеры, если они адекватны, переживают за результат. Неуверенность и волнение – это естественное состояние творческого человека. Мне посчастливилось работать в разных театрах – и в России, и за рубежом, всегда и везде одно и то же: страхи, сомнения, тревога... Зритель Театра Эстрады – особенный зритель, я это прекрасно понимаю. Сюда приходят смеяться, но смех, как и радуга, имеет разные цвета.

– Главной особенностью ваших спектаклей некоторые критики называют... меланхоличность. Согласны с этим утверждением?

– Нет, не согласен. Настроение спектакля всегда связано с пьесой, с её темой, её содержанием и, конечно, с жанром. Все зависит от материала. Если тема требует минора, не хочется эмоционально насиловать её и делать мажор. Хотя я сторонник юмора! Но не юмора, который ниже пояса или на кончике языка, а умного, тонкого юмора, который радует не только сердце, но и сознание. Вот вам пример: Аркадий Исаакович Райкин, в театре которого мы сейчас находимся! Почему его так любили и до сих пор боготворят как великого шута? У него всегда был юмор, который имел множество уровней. При этом он никогда не опускался до пошлости.

– Гришковец – автор ироничный и сентиментальный. Это и ваше мироощущение?

– В той или иной степени. Мы с Евгением ровесники. И мне в его пьесе многое понятно на человеческом уровне. Думаю, Юрию Николаевичу (Гальцеву – Прим. авт.) он тоже близок. «Дом» – это история о нашем поколении, о наших мечтах и разочарованиях. Это в некоторой степени.... «Полеты во сне и наяву». Помните прекрасный фильм с Олегом Ивановичем Янковским? Для поколения 70-х это был герой своего времени. Игорь – главный герой пьесы «Дом» – мне представляется героем нашего времени. У него есть хорошая работа, квартирка, семья, верные друзья. Вырастил сына, посадил дерево. Осталось построить дом. Это сокровенная мечта маленького мальчика. Здесь, если хотите, движение от ребенка, который выдумал себе жизнь, к итогу жизни. Что получилось, а что – не вполне. Соответствует ли итог той картинке, которую мальчик нарисовал себе детской рукой. Это точно сформулировал немецкий философ Гингаузер. Он говорил, что творческие натуры в детстве выдумывают себе жизнь и потом пытаются как шапку натянуть этот идеалистический образ себе на голову. А шапка сопротивляется и не надевается! Отсюда разочарование, порой отчаяние – жизнь не сложилась! На самом деле она сложилась, и сложилась замечательно, просто по-другому, не так, как ты ее выдумал. В пьесе Евгения Гришковца это одна из главных тем: понимаем ли мы истинную суть нашей жизни. А «Дом» – это всего лишь поэтическое осмысление бытия, символ... Это не стены и не крыша, а люди, которые живут в этом доме. У китайцев один и тот же иероглиф обозначает «дом», и он же – «женщину». Какая глубокая философия.

– Сюжет сохраните?

– Конечно. Евгений Гришковец – прекрасный автор. Хотелось бы пойти за автором, быть рядом с ним, а не ломать его через колено собственных амбиций. Сейчас мы в середине пути, пробуем, отказываемся, ищем… ищем природу юмора, иногда сквозь слезы…

– Спектакль будет близок публике вашего поколения. А молодым зрителям?

– Всем будет интересно. Во-первых, эта пьеса о нашем времени, о нас сегодняшних. Во-вторых, Гришковец, будучи автором актуальным, все же ставит извечно русские вопросы. Чеховские вопросы: что важно, а что – не очень, для чего мы живем, сложилась жизнь или жизнь проиграна... Бесконечные вопросы, которые человек задает себе ежедневно, чуть только ему перевалит за 40, и нет этим вопросам конца… Всему в жизни есть цена – счастливой семье, удачной карьере, победам и поражениям. Человек за все платит. Главный герой пьесы за свою детскую мечту расплачивается взрослым чеком – теряя иллюзии... Но он пытается бороться. Мне кажется, что иногда попытка – уже победа. Если трудился, стремился, действовал, но ничего не получилось – ты все же победил, и в первую очередь себя. Победа над собой дорогого стоит!

– А это не борьба с ветряными мельницами?

– Вся наша жизнь – борьба с ветряными мельницами, если угодно. Мы ведь конечны. Зачем же тогда любить, мечтать, строить дома, ставить спектакли, стремиться к чему-то прекрасному, для чего? Если бы знать. Во всяком случае, мне кажется, что борьба – это уже победа.

– Если я попрошу вас описать спектакль коротким предложением?

– Вот строчка из стихотворения Арсения Тарковского: «Живите в доме, и не рухнет дом».