Театр Эстрады
имени Аркадия Райкина

Аркадий Райкин

В театре до сих пор сохранилась его гримерная… Порой нам кажется: сейчас в зале медленно погаснут огни, опустится тяжелый бархатный занавес, и на сцену вновь выйдет он, со своей ласковой доброй улыбкой и невероятной любовью к зрителям.

Наш театр носит имя Аркадия Райкина. Выдающийся актер, мастер сценического перевоплощения, блистательный конферансье и тонкий сатирик, он поднял жанр эстрады в нашей стране до невиданной высоты. Его творчество – это национальное достояние. Райкин стал целой эпохой и в истории отечественной сцены, и в истории нашего театра.

Аркадий Райкин родился 24 октября 1911 года в Риге в семье портового бракера строительного леса Исаака Давидовича Райкина. В 5-летнем возрасте мальчик был увезен родителями из ставшей прифронтовой Риги. Семья Райкиных сначала переехала в Рыбинск, а с 1922 года обосновалась в Петрограде. Театром Аркадий Райкин увлекся еще в детские годы...

В 1935 году он окончил Ленинградский техникум сценических искусств (ныне – Петербургская академия театрального искусства). Райкин учился на курсе  Владимира Соловьева, известного режиссера, педагога, знатока итальянской комедии дель арте и театра Мольера. Одновременно Райкин брал уроки пантомимы и сценического движения у известного артиста жанра музыкальной эксцентрики, настоящего «короля юмора» 1910-х годов Михаила Савоярова.

После техникума молодой артист по распределению попал в Ленинградский ТРАМ (Театр рабочей молодёжи), затем, в 1936-37 годах он работал в Новом театре (современном Театре имени Ленсовета). Однако вскоре Аркадий Райкин ушел из драматического театра. Его подлинным призванием стала эстрада.

Известность пришла к нему в ноябре 1939 года. Райкин стал лауреатом проходившего в Москве 1-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады, выступив с номерами «Чаплин» и «Мишка». В том же году он был принят в труппу Ленинградского театра эстрады и миниатюр. Спустя три года молодой конферансье станет художественным руководителем этого театра.

Аркадий Райкин возглавлял Ленинградский театр эстрады и миниатюр почти сорок лет! Целая эпоха… Что только не довелось пережить Аркадию Исааковичу и его артистам за это время! Самую страшную в нашей истории войну, выступления на полевых аэродромах, артиллерийских позициях и на палубах боевых кораблей. Невероятную популярность и триумфальные гастроли по стране и за рубежом. Разногласия с ленинградским партийным руководством…

Несмотря ни на какие трудности, Райкин сделал свой театр одним из самых любимых мест отдыха ленинградцев. Он собрал вокруг себя целую плеяду прекрасных артистов. В разное время на нашу сцену выходили Леонид Утесов и Клавдия Шульженко, Мария Миронова и Александр Менакер, Вениамин Нечаев и Павел Рудаков, Эдуард Хиль и Мария Пархоменко. Во время гастролей в Одессе именно Райкин заметил талантливых актеров молодежного театра «Парнас-2» и в 1962 году пригласил работать в свой театр одесситов Михаила Жванецкого, Романа Карцева, Виктора Ильченко.

Но, конечно же, самым долгожданным артистом на сцене театра всегда оставался Аркадий Исаакович. Каждое его выступление – это маленький шедевр. Исполнитель монологов, фельетонов, скетчей, он сочетал в себе удивительную интеллигентность, скромность и очень редкий дар – умение рассмешить людей… Зрители особенно любили его номера, где актер, быстро меняя облик, создавал череду совершенно разных образов – от лирических до остросатирических.

В начале 80-х годов разногласия театра с ленинградским партийным руководством достигли критической точки… Пришедший в труппу молодой артист Константин Райкин уговорил отца переехать из Ленинграда в столицу. Так в 1982 году в Москве появился Государственный театр миниатюр. Сегодня это знаменитый Театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина под руководством Константина Аркадьевича Райкина.

Аркадий Исаакович умер в Москве 17 декабря 1987 года. Его похоронили на Новодевичьем кладбище. Но город на Неве никогда не забывал своего любимого артиста. В 2002 году петербургскому Театру Эстрады было присвоено имя Аркадия Райкина. Для нас это большая честь и очень большая ответственность. Мы всегда помним, что на нашу сцену когда-то выходил этот великий актер. Поэтому каждый раз, создавая новый спектакль или эстрадную программу, мы стараемся делать это достойно.